Проекты и инициативы ассоциации
ПРОТОКОЛ
(скачать файл)
по результатам Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с предложениями по внесению изменений в законодательство, в части правового регулирования мероприятий по лесовосстановлению, далее – Протокол от 02-04 апреля 2025 г. № 2 Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с приложениями
|
№ п/п Правил лесовосстановления |
Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
| П. 14 | - |
Дополнить новым абзацем следующего содержания: «Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, вправе самостоятельно изыскать, обследовать и предоставить информацию о землях для размещения уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с одновременным согласованием выбранных земель или части земель для проведения работ по лесовосстановлению этим лицам.». |
На сегодняшний день складывается ситуация, что в региональных реестрах лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, участки предоставлены недостаточной площадью, чтобы закрыть все потребности. Вместе с тем, некоторые участки Фактически, исполнители работ самостоятельно подбирают участки и согласовывают с лесничеством внесение этих участков в реестр. Для создания прозрачности этого процесса внесения участков в реестр предлагается внести данную поправку |
| П. 14.1 | Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению (далее - заявление), которое включает в себя следующую информацию: | Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению (далее - заявление), которое включает в себя следующую информацию: | Норма, в соответствии с которой необходимо в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению, была введена, когда на компенсационное лесовосстановление выделялся лишь 1 год. На сегодняшний день ситуация изменилась. Считаем необходимым обозначить срок в 12 месяцев в связи с тем, что до резервирования участков необходимо эти участки обследовать на предмет транспортной доступности и пригодности участков под проведение лесовосстановления. Многие лесные декларации заканчиваются зимой, а обследование нужно проводить в бесснежный период. Также нужно время для подбора участков и включения в реестр с одновременным резервированием (если в реестре их недостаточно). |
| Лица, указанные в подпункте "а" пункта 6 Правил, вправе однократно изменить решение о выбранных землях или части выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению в случае выявления их непригодности для выполнения работ по лесовосстановлению по результатам натурного обследования, подтвержденного уполномоченным органом. | Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, вправе однократно изменить решение о выбранных землях или части выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению в случае выявления их непригодности для выполнения работ по лесовосстановлению по результатам натурного обследования, подтвержденного уполномоченным органом. |
Предлагаем скорректировать техническую ошибку: подпункт "а" заменить на подпункт "в". Также представляется целесообразным отменить норму об однократном изменении решения о выбранных землях в связи с тем, что в процессе подбора может быть зарезервирован участок, а после обследования может выясниться, что он не пригоден; при повторном резервировании может произойти такая же ситуация. Кроме того, |
|
| П. 14.5 |
Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении предупреждается о дате и времени приемки работ за 5 рабочих дней. |
Для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил приемка работ по лесовосстановлению проводится в следующем порядке: После проведения работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 5 рабочих дней направить уведомление о выполнении работ по лесовосстановлению по форме, предусмотренной Приложением 4 к настоящему приказу в уполномоченный орган. В течение 10 рабочих дней после получения уведомления об окончании работ, уполномоченный орган проводит приемку работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении и на адрес электронной почты лица, указанного в подпункте "в" пункта 6 Правил, предупреждается о дате и времени приемки работ за 3 рабочих дня. Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период до установления устойчивого снежного покрова более 10 см, лесоводственным уходам проводится в течение 10 рабочих дней после получения уполномоченным органом уведомления об окончании работ от лица, указанного в подпункте "в" пункта 6 Правил. |
В целях единообразного применения правил лесовосстановления предлагаем конкретизировать пункт о периоде приемки лесных культур. |
| П. 14.6 |
По результатам приемки работ уполномоченным органом оформляется акт приемки работ, который составляется в произвольной форме |
Результат приемки работ, проводимых лицами, указанными в подпункте "в" пункта 6 Правил, оформляется в следующем порядке: В течение 5 рабочих дней, после проведения приемки работ уполномоченным органом оформляются промежуточные акты приемки работ, а также сводный акт приемки работ по лесовосстановлению, которые составляется по формам предусмотренным Приложением 2-7 к настоящему приказу. Промежуточный акт по искусственному лесовосстановлению является документом, фиксирующим момент посадки лесных культур, начиная с которого в течение трех (3) лет обеспечивается проведение агротехнических уходов за лесными культурами. После завершения всех этапов работ в соответствии с проектом лесовосстановления и оформления соответствующих промежуточных актов, оформляется Итоговый акт приемки комплекса работ по лесовосстановлению в течение 5 рабочих дней по форме, предусмотренной Приложением 10 к настоящему приказу. Итоговый акт приемки комплекса |
Формулировка "Акт приемки работ, составляемый в произвольной форме" приводит к тому, что каждый орган власти субъекта РФ в области лесных отношений трактует это по-своему. Необходимо конкретизировать формы актов промежуточной и финальной приемки работ в соответствии с приложениями. Предложены формы, составленные и утвержденные Министерством лесного хозяйства Красноярского края и отработанные на практике. |
| П. 14.8 | В случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления. | - | - |
| Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу. | Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае при необходимости в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части сроков выполнения работ, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу. | Необходимо изменить формулировку, что в случае не принятия работ необходимо корректировать не только сроки действия проекта лесовосстановления, а самое важное, корректировать сроки выполнения работ в соответствии с проектом лесовосстановления. | |
| Для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил, отчет о воспроизводстве лесов подается в уполномоченный орган по месту проведения работ, 1 отчет на 1 участок лесовосстановления с указанием всех договоров аренды лесных участков. | Необходимо уточнить, что для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил, отчет о воспроизводстве лесов нужно подавать в уполномоченный орган по месту проведения работ. 1 отчет на 1 участок лесовосстановления с указанием всех договоров аренды лесных участков.» | ||
| П. 30 |
Подготовка лесного участка к созданию лесных культур может включать: маркировку (обозначение) линий или направления будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники; сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от валежника, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев; корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники; планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах; при необходимости – предварительную борьбу с вредными почвенными организмами; на заболоченных, избыточно увлажненных почвах – проведение осушительных мероприятий. |
Подготовка лесного участка к созданию лесных культур может включать: маркировку (обозначение) линий или направления будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники; сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от камней, валежника, ветровала, бурелома, нежелательной древесной растительности, мелких пней, валку стволов усохших (сухостоя), аварийно опасных, поврежденных и зависших деревьев; корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники; планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах; при необходимости – предварительную борьбу с вредными почвенными организмами; на заболоченных, избыточно увлажненных почвах – проведение осушительных мероприятий. |
Организации, осуществляющие лесовосстановление, часто сталкиваются с неоднозначной трактовкой данных пунктов со стороны органов власти субъектов РФ в области лесных отношений, что приводит к сложностям при выполнении работ. Считаем необходимым конкретизировать пункт, добавив уборку ветровала и бурелома и валку стволов усохших (сухостоя), аварийноопасных, поврежденных и зависших деревьев с целью безопасности на объекте работ и избежания избыточных административных барьеров. |
| - | При подготовке почвы лесного участка по периметру создается минерализованная полоса шириной не менее 1,4 м, входящая в общую площадь участка лесовосстановления. Расстояние от центра первой полосы\борозды посадки до центра минерализованной полосы должно быть не более среднего расстояния между центрами полоса\борозд посадки. |
Пунктом 17 Правил лесоразведения, утвержденных приказом Минприроды России от 20.12.2021 № 978 установлено, что при осуществлении лесоразведения путем создания лесных насаждений хвойных древесных пород массивами на значительных площадях (более 20 гектаров) в целях обеспечения пожарной безопасности создаваемых лесных насаждений необходимо при размещении посевных или посадочных мест предусматривать противопожарные разрывы, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство кулис из лиственных пород и другие меры в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. В отношении устройства минерализованных полос имеются 2 разъяснения от Рослесхоза, которые противоречат друг другу. Площадь минерализованной полосы однозначно должна входить в площадь лесных культур, т.к. это является неотъемлемым объектом и в государственном лесном реестре должна учитываться вместе с площадью лесных культур. Также следует уточнить, что расстояние от центра первой полосы/борозды при подготовке почвы и минерализованной полосы должно быть стандартизовано с целью единообразного толкования законодательства, в частности, Правил лесовосстановления. Расстояние между центром минполосы и центром первой борозды/полосы подготовки должно быть равно среднему расстоянию между бороздами/полосами, в таком случае мы обеспечим беспрепятственную работу техники для обновления минполос и защитим лесные насаждения от повреждений при проведении таких работ. Предлагаемое дополнение направлено на обеспечение единообразных требований к выполнению работ в области лесовосстановления. |
|
| Приложе-ние 2 п. 4 | Лица, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 Правил, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления не более чем за 60 рабочих дней и не менее чем за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению. | Лица, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 Правил, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления не менее чем за 5 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению. |
В связи со сжатыми сроками лесовосстановления Разумным и достаточным представляется требование "не менее чем за 5 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению", регламентированным пунктом 5 для рассмотрения поступившего проекта лесовосстановления и направления лицу, составившему соответствующий проект, решения о согласовании проекта лесовосстановления. |
| Приложе-ние 2 п. 12 | Внесение изменений в проект лесовосстановления допускается на основании результатов натурных обследований, которые свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий, не учтенных в проекте лесовосстановления, указанных в Правилах, а также в случае, предусмотренном пунктом 14.8 Правил, и осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим приложением для разработки проекта лесовосстановления. |
Внесение изменений в проект лесовосстановления допускается: - на основании результатов натурных обследований, которые свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий, не учтенных в проекте лесовосстановления, указанных в Правилах; - в момент фактического проведения работ по лесовосстановлению с целью корректировки технологии (методов) выполнения работ по лесовосстановлению; - в случае, предусмотренном пунктом 14.8 Правил, и осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим приложением для разработки проекта лесовосстановления. |
Процесс внесения изменений в проект лесовосстановления необходимо сделать более гибким, т.к. при непосредственном проведении работ по лесовосстановлению, в том числе при подготовке почвы, могут выявляться дополнительные факторы (например, болота), в связи с которыми требуется корректировка методов подготовки почвы и создания лесных культур, а также площади участков (выделение НЭП). |
|
№ п/п
|
Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
| 2.1. | - | Лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, отчет предоставляется однократно, не позднее 30 дней |
С целью однозначного толкования требований о предоставлении отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, при условии, когда такие мероприятия в течение года не проводились, предлагаем дополнить порядок предоставления Отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении пунктом 2.1. |
| № | Проблема, выявленная в ходе применения Лесного кодекс Российской Федерации | Предлагаемое решение | Обоснование |
| 1 |
Отсутствует механизм для зачета ранее выполненного лесовосстановления (инициативно) в счет исполнения обязательств по лесовосстановлению лицам, указанным в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса.
|
Дополнить часть 5 статьи 62 новыми абзацами 2, 3 следующего содержания: «Лесовосстановление и лесоразведение по своей инициативе и за свой счет вправе осуществлять иные лица (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели) Лица, указанные в абзаце 2 настоящей статьи вправе в последствии передать результат выполненных работ на отведенном участке лицам, указанным в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса. Передаче подлежит результат работ, принятый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Правилами лесовосстановления. Переданные результаты работ засчитываются в качестве выполненных обязательств по лесовосстановлению, лесоразведению лицами, указанными в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса.» |
Для улучшения и ускорения процесса лесовосстановления в Стране предлагается разрешить «инвестировать» в лесовосстановление и передавать арендаторам, заинтересованным в компенсационном лесовосстановлении уже восстановленные участки с проведенными агроуходами. По аналогии, например, с климатическими проектами. |

