Проекты и инициативы ассоциации

В апреле 2025 г. Национальной ассоциацией лесовосстановления проведен Первый Всероссийский форум лесовосстановления – уникальное мероприятие, объединившее всех участников этого процесса: лесовосстановителей, заказчиков, лесничества, органы законодательной и исполнительной власти, научное сообщество.

Участие в Форуме приняли 169 участников из 39 городов России. Форум стал настоящей профессиональной площадкой для обсуждения вопросов развитию лесовосстановления как части устойчивого управления лесами в Российской Федерации, продвижения современных технологий лесовосстановления, обмена опытом практической деятельности в области лесовосстановления.

В рамках работы форума его участниками был предложен ряд изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, направленных на совершенствование регулирования лесовосстановления

Итоги форума подведены в Протоколе


Направить предложение

ПРОТОКОЛ    (скачать файл)

по результатам Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с предложениями по внесению изменений в законодательство, в части правового регулирования мероприятий по лесовосстановлению, далее – Протокол от 02-04 апреля 2025 г. № 2 Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с приложениями

г. Красноярск
02-04 апреля 2025 г. № 2

Председатель: Быков В.О.
Модератор: Григорьев И.В.
Секретарь: Самарникова Н.В.
Присутствовали:
169 участников Первого Всероссийского форума лесовосстановления– 2025, из 39 городов, 15 регионов Российской Федерации.
Выступали:
1. Использование светодиодного освещения в технологии ускоренного выращивания контейнезированных саженцев берёзы. Докладчик - Евлаков Петр Михайлович (Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова).
2. Исследования и разработки Института лесных технологий СибГУ им. М.Ф. Решетнева в области лесовосстановления. Докладчик - Елисеев Сергей Геннадьевич, директор Института лесных технологий Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.
3. Направления научно-практических работ проекта «Якутский модельный лес» в области лесовосстановления в криолитозоне. Докладчик - Григорьев Игорь Владиславович, профессор Арктического государственного агротехнологического университета.
4. Лайфхаки мотивации полевых сотрудников на примере реального кейса компании «Инсайт-проект». Докладчик - Молчанов Алексей Павлович, учредитель, тренер-консультант компании «Вusiness and Вusiness».
5. Опыт Арктического государственного агротехнологического университета в области лесовосстановления в условиях многолетней мерзлоты. Докладчик - Слепцова Мария Владимировна, декан Арктического государственного агротехнологического университета.
6. Разработка технологического оборудования для выращивания саженцев лесных культур ЗКС. Докладчик - Авдеев Алексей Геннадьевич, главный конструктор проектной лаборатории «Лесного инжиниринга» СибГУ им. М.Ф. Решетнева.
7. Национальная ассоциация лесовосстановления: цели и задачи. Докладчик - Быков Виталий Олегович, президент Национальной ассоциации лесовосстановления.
8. Воспроизводство лесов на территории Сахалинской области. Докладчик - Кириллов Станислав Сергеевич, начальник отдела мониторинга организации охраны, защиты и воспроизводства лесов и ГЛР ГКУ «Сахалинской области» Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
9. Инновационные биоудобрения в повышении лесорастительной способности почвы под хвойными культурами на опытном питомнике э/х «Погорельский бор». Докладчик - Антонов Георгий Иванович, Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН ФИЦ КНЦ СО РАН.
10. Система применения удобрений в лесокультурном производстве. Докладчик – Федотова Елена Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель лесоразведения и воспроизводства лесов КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий».
11. Рациональные подходы при выращивании ЗКС. Докладчик - Геевская Ксения Михайловна, индивидуальный предприниматель.
12. Современное оборудование для выращивания сеянцев ЗКС. Докладчик - Болотник Юрий Александрович, учредитель Пролескомпания.
13. Интеллектуальные системы для решения комплексных задач в агропромышленном секторе. Докладчик - Харитонов Евгений Анатольевич, руководитель отдела внедрения и сопровождения клиентов ООО «Смартагро».
14. Формирование системы подготовки кадров в отрасли БАС в лесной промышленности. Докладчик - Кочарян Сергей Сергеевич, руководитель проекта ООО Школа Беспилотной Авиации.
15. Специализированные транспортные средства повышенной проходимости для решения задач при чрезвычайных ситуациях. Докладчик - Мельников Владимир Юрьевич, генеральный директор Завод ИЗГТ Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский завод гусеничной техники».
16. Участие лесопитомника в лесовосстановлении. Докладчик - Герасимов Алексей Николаевич, директор ООО «Лесной мир».
17. Компенсационное лесовосстановление: баланс между экологическими издержками и природной рентой. Докладчик - Злобин Андрей Алексеевич, младший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН ФИЦ КНЦ СО РАН.
18. Критерии доступности лесных участков для проведения лесовосстановительных мероприятий (на примере южно-таежных лесов Приангарья). Докладчик – Мурзакматов Рысбек Тобокелович, старший научный сотрудник Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН.
19. Горное лесовосстановление. Докладчик - Овчинникова Наталья Феликсовна, научный сотрудник, кандидат биологических наук, доцент Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН.
20. Практический? Опыт реализации лесоклиматических проектов на примере Алтаи?ского ЛКП, возможности ЛКП в Красноярском крае. Докладчик - Андрей Владимирович Стеценко, кандидат экономических наук, инженер 1 категории, МГУ им. Ломоносова.
21. Законодательство: вопросы и предложения. Дискуссия с экспертами. Экспертный совет в составе:
Быков Виталий Олегович. президент Национальной ассоциации лесовосстановления, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды;
Кириллов Станислав Сергеевич - начальник отдела мониторинга организации охраны, защиты и воспроизводства лесов и ГЛР Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области;
Дроздов Виталий Александрович - депутат Законодательного Собрания Красноярского края, председатель Комитета по природным ресурсам и экологии;
Садетдинов Михаил Александрович – автор и ведущий канала ВК «Подкаст лесника»;
Шилкина Елена Алексеевна - заместитель директора Филиал ФБУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Красноярского края";
Шашкова Дина Викторовна начальник отдела организации воспроизводства лесов и лесоразведения Департамент лесного комплекса Кузбасса;
Гончарова Евдокия Саввична - заместитель начальника отдела воспроизводства лесов Министерство природных ресурсов Иркутской области.
22. Кадровое обеспечение и подготовка специалистов для лесной отрасли. Докладчик - Сквознякова Ольга Геннадьевна, директор КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий».
23. Повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики в области воспроизводства лесов. Докладчик - Евдокимова Людмила Сергеевна, и.о. ректора, проректор ФАУ ДПО ИПКЛХ.
24. Специализация сельскохозяйственных вузов страны: природопользование. Докладчик – Нюкканов Аян Николаевич первый проректор Арктического государственного агротехнологического университета.
25. Перспективные пути сотрудничества лесопромышленных предприятий с вузами для решения научных и кадровых проблем отрасли. Докладчик - Григорьев Игорь Владиславович профессор Арктического государственного агротехнологического университета.
Решили:
1. Принять к сведению доклады всех выступавших докладчиков Первого Всероссийского Форума лесовосстановления – 2025 в период 02-04.04.2025.
2. Согласиться с высказанным в ходе работы Форума лесовосстановления – 2025 предложениями:
- о целесообразности введения в Российской Федерации Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости саженцев;
- необходимость доработки функциональных возможностей ФГИС ЛК.
3. Президенту Национальной ассоциации лесовосстановления, председателю Первого Всероссийского Форума лесовосстановления – 2025 от имени его участников обратиться в Правительство РФ с предложением о принятии необходимых мер для устранения административных барьеров при выполнении работ по лесовосстановлению с целью внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации согласно настоящего Протокола от 02-04 апреля 2025 г. № 2 Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с приложениями.
Срок – до 15.06.2025.
4. Президенту Национальной ассоциации лесовосстановления, председателю Первого Всероссийского Форума лесовосстановления – 2025 от имени его участников обратиться в Правительство РФ с предложением о принятии необходимых мер для устранения административных барьеров при выполнении работ по лесовосстановлению с целью внесения изменений в часть 6 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно настоящего Протокола от 02-04 апреля 2025 г. № 2 Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025 с приложениями.
Срок – до 15.06.2025.
Приложение 1
к Протоколу от 02-04.04.25 № 2
Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025
Предложения о внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2021 года № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления»

№ п/п

Правил лесовосстановления

Действующая редакция Предлагаемая редакция Обоснование
П. 14 -

Дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, вправе самостоятельно изыскать, обследовать и предоставить информацию о землях для размещения уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с одновременным согласованием выбранных земель или части земель для проведения работ по лесовосстановлению этим лицам.».

На сегодняшний день складывается ситуация, что в региональных реестрах лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления, участки предоставлены недостаточной площадью, чтобы закрыть все потребности. Вместе с тем, некоторые участки недоступны или непригодны для проведения работ.

Фактически, исполнители работ самостоятельно подбирают участки и согласовывают с лесничеством внесение этих участков в реестр. Для создания прозрачности этого процесса внесения участков в реестр предлагается внести данную поправку

П. 14.1 Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению (далее - заявление), которое включает в себя следующую информацию: Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению (далее - заявление), которое включает в себя следующую информацию: Норма, в соответствии с которой необходимо в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению, была введена, когда на компенсационное лесовосстановление выделялся лишь 1 год. На сегодняшний день ситуация изменилась. Считаем необходимым обозначить срок в 12 месяцев в связи с тем, что до резервирования участков необходимо эти участки обследовать на предмет транспортной доступности и пригодности участков под проведение лесовосстановления. Многие лесные декларации заканчиваются зимой, а обследование нужно проводить в бесснежный период. Также нужно время для подбора участков и включения в реестр с одновременным резервированием (если в реестре их недостаточно).
Лица, указанные в подпункте "а" пункта 6 Правил, вправе однократно изменить решение о выбранных землях или части выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению в случае выявления их непригодности для выполнения работ по лесовосстановлению по результатам натурного обследования, подтвержденного уполномоченным органом. Лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, вправе однократно изменить решение о выбранных землях или части выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению в случае выявления их непригодности для выполнения работ по лесовосстановлению по результатам натурного обследования, подтвержденного уполномоченным органом.

Предлагаем скорректировать техническую ошибку:

подпункт "а" заменить на подпункт "в".

Также представляется целесообразным отменить норму об однократном изменении решения о выбранных землях в связи с тем, что в процессе подбора может быть зарезервирован участок, а после обследования может выясниться, что он не пригоден; при повторном резервировании может произойти такая же ситуация. Кроме того, при повторном обследовании в другой период года могут быть выявлены обстоятельства, что этот участок, например, затопляемый или по каким-то другим причинам не пригоден для лесовосстановления. Считаем, что эта норма избыточна.

П. 14.5

Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении

предупреждается о дате и времени приемки работ за 5 рабочих дней.

Для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил приемка работ по лесовосстановлению проводится в следующем порядке:

После проведения работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, обязаны в течение 5 рабочих дней направить уведомление о выполнении работ по лесовосстановлению по форме, предусмотренной Приложением 4 к настоящему приказу в уполномоченный орган. В течение 10 рабочих дней после получения уведомления об окончании работ, уполномоченный орган проводит приемку работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении и на адрес электронной почты лица, указанного в подпункте "в" пункта 6 Правил, предупреждается о дате и времени приемки работ за 3 рабочих дня.

Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период до установления устойчивого снежного покрова более 10 см, в год проведения данных работ. Приемка работ по агротехническим и

лесоводственным уходам проводится в течение 10 рабочих дней после получения уполномоченным органом уведомления об окончании работ от лица, указанного в подпункте "в" пункта 6 Правил.

В целях единообразного применения правил лесовосстановления предлагаем конкретизировать пункт о периоде приемки лесных культур.
П. 14.6

По результатам приемки работ

уполномоченным органом оформляется акт приемки работ, который составляется в произвольной форме

Результат приемки работ, проводимых лицами, указанными в подпункте "в" пункта 6 Правил, оформляется в следующем порядке:

В течение 5 рабочих дней, после проведения приемки работ уполномоченным органом оформляются промежуточные акты приемки работ, а также сводный акт приемки работ по лесовосстановлению, которые составляется по формам предусмотренным Приложением 2-7 к настоящему приказу.

Промежуточный акт по искусственному лесовосстановлению является документом, фиксирующим момент посадки лесных культур, начиная с которого в течение трех (3) лет обеспечивается проведение агротехнических уходов за лесными культурами.

После завершения всех этапов работ в соответствии с проектом лесовосстановления и оформления соответствующих промежуточных актов, оформляется Итоговый акт приемки комплекса работ по лесовосстановлению в течение 5 рабочих дней по форме, предусмотренной Приложением 10 к настоящему приказу.

Итоговый акт приемки комплекса работ является документом, подтверждающим исполнение (неисполнение) обязательств по лесовосстановлению.

Формулировка "Акт приемки работ, составляемый в произвольной форме" приводит к тому, что каждый орган власти субъекта РФ в области лесных отношений трактует это по-своему. Необходимо конкретизировать формы актов промежуточной и финальной приемки работ в соответствии с приложениями. Предложены формы, составленные и утвержденные Министерством лесного

хозяйства Красноярского края и отработанные на практике.

П. 14.8 В случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления. - -
Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу. Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае при необходимости в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части сроков выполнения работ, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу. Необходимо изменить формулировку, что в случае не принятия работ необходимо корректировать не только сроки действия проекта лесовосстановления, а самое важное, корректировать сроки выполнения работ в соответствии с проектом лесовосстановления.
Для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил, отчет о воспроизводстве лесов подается в уполномоченный орган по месту проведения работ, 1 отчет на 1 участок лесовосстановления с указанием всех договоров аренды лесных участков. Необходимо уточнить, что для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 6 Правил, отчет о воспроизводстве лесов нужно подавать в уполномоченный орган по месту проведения работ. 1 отчет на 1 участок лесовосстановления с указанием всех договоров аренды лесных участков.»
П. 30

Подготовка лесного участка к созданию лесных культур может включать:

маркировку (обозначение) линий или направления будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники;

сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от валежника, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев;

корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники;

планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах;

при необходимости – предварительную борьбу с вредными почвенными организмами;

на заболоченных, избыточно увлажненных почвах – проведение осушительных мероприятий.

Подготовка лесного участка к созданию лесных культур может включать:

маркировку (обозначение) линий или направления будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники;

сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от камней, валежника, ветровала, бурелома, нежелательной древесной растительности, мелких пней, валку стволов усохших (сухостоя), аварийно опасных, поврежденных и зависших деревьев;

корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники;

планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах;

при необходимости – предварительную борьбу с вредными почвенными организмами;

на заболоченных, избыточно увлажненных почвах – проведение осушительных мероприятий.

Организации, осуществляющие лесовосстановление, часто сталкиваются с неоднозначной трактовкой данных пунктов со стороны органов власти субъектов РФ в области лесных отношений, что приводит к сложностям при выполнении работ.

Считаем необходимым конкретизировать пункт, добавив уборку ветровала и бурелома и валку стволов усохших (сухостоя), аварийноопасных, поврежденных и зависших деревьев с целью безопасности на объекте работ и избежания избыточных административных барьеров.

- При подготовке почвы лесного участка по периметру создается минерализованная полоса шириной не менее 1,4 м, входящая в общую площадь участка лесовосстановления. Расстояние от центра первой полосы\борозды посадки до центра минерализованной полосы должно быть не более среднего расстояния между центрами полоса\борозд посадки.

Пунктом 17 Правил лесоразведения, утвержденных приказом Минприроды России от 20.12.2021 № 978 установлено, что при осуществлении лесоразведения путем создания лесных насаждений хвойных древесных пород массивами на значительных площадях (более 20 гектаров) в целях обеспечения пожарной безопасности создаваемых лесных насаждений необходимо при размещении посевных или посадочных мест предусматривать противопожарные разрывы, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство кулис из лиственных пород и другие меры в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.

В отношении устройства минерализованных полос имеются 2 разъяснения от Рослесхоза, которые противоречат друг другу.

Площадь минерализованной полосы однозначно должна входить в площадь лесных культур, т.к. это является неотъемлемым объектом и в государственном лесном реестре должна учитываться вместе с площадью лесных культур. Также следует уточнить, что расстояние от центра первой полосы/борозды при подготовке почвы и минерализованной полосы должно быть стандартизовано с целью единообразного толкования законодательства, в частности, Правил лесовосстановления. Расстояние между центром минполосы и центром первой борозды/полосы подготовки должно быть равно среднему расстоянию между бороздами/полосами, в таком случае мы обеспечим беспрепятственную работу техники для обновления минполос и защитим лесные насаждения от повреждений при проведении таких работ. Предлагаемое дополнение направлено на обеспечение единообразных требований к выполнению работ в области лесовосстановления.

Приложе-ние 2 п. 4 Лица, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 Правил, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления не более чем за 60 рабочих дней и не менее чем за 30 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению. Лица, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 6 Правил, представляют в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления проект лесовосстановления не менее чем за 5 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению.

В связи со сжатыми сроками лесовосстановления (вегетационный период) и особенностями заключения подрядных договоров предлагаем убрать избыточное требование.

Разумным и достаточным представляется требование "не менее чем за 5 рабочих дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению", регламентированным пунктом 5 для рассмотрения поступившего проекта лесовосстановления и направления лицу, составившему соответствующий проект, решения о согласовании проекта лесовосстановления.

Приложе-ние 2 п. 12 Внесение изменений в проект лесовосстановления допускается на основании результатов натурных обследований, которые свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий, не учтенных в проекте лесовосстановления, указанных в Правилах, а также в случае, предусмотренном пунктом 14.8 Правил, и осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим приложением для разработки проекта лесовосстановления.

Внесение изменений в проект лесовосстановления допускается:

- на основании результатов натурных обследований, которые свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий, не учтенных в проекте лесовосстановления, указанных в Правилах;

- в момент фактического проведения работ по лесовосстановлению с целью корректировки технологии (методов) выполнения работ по лесовосстановлению;

- в случае, предусмотренном пунктом 14.8 Правил, и осуществляется в порядке, предусмотренным настоящим приложением для разработки проекта лесовосстановления.

Процесс внесения изменений в проект

лесовосстановления необходимо сделать более гибким, т.к. при непосредственном проведении работ по лесовосстановлению, в том числе при подготовке почвы,

могут выявляться дополнительные факторы (например, болота), в связи с которыми требуется корректировка

методов подготовки почвы и создания лесных культур, а также площади участков (выделение НЭП).



Приложение 2
к Протоколу от 02-04.04.25 № 2
Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025
Предложения о внесении изменений в Приказ Минприроды России от 18.03.2025 № 112 "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядка фиксации этой информации, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме"

№ п/п

Действующая редакция Предлагаемая редакция Обоснование
2.1. - Лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, отчет предоставляется однократно, не позднее 30 дней со дня окончания работ по лесовосстановлению. В случаях, если в течение года мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению не проводились, Отчет не предоставляется С целью однозначного толкования требований о предоставлении отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, при условии, когда такие мероприятия в течение года не проводились, предлагаем дополнить порядок предоставления Отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении пунктом 2.1.


Приложение 3
к Протоколу от 02-04.04.25 № 2
Первого Всероссийского форума лесовосстановления - 2025
Предложения о внесении изменений в отдельные положения Лесного кодекса Российской Федерации
Проблема, выявленная в ходе применения Лесного кодекс Российской Федерации Предлагаемое решение Обоснование
1

Отсутствует механизм для зачета ранее выполненного лесовосстановления (инициативно) в счет исполнения обязательств по лесовосстановлению лицам, указанным в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса.

Дополнить часть 5 статьи 62 новыми абзацами 2, 3 следующего содержания:

«Лесовосстановление и лесоразведение по своей инициативе и за свой счет вправе осуществлять иные лица (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели) на площади любого размера на землях лесного фонда любого субъекта Российской Федерации. При этом применяются требования части 6,7 настоящей статьи.

Лица, указанные в абзаце 2 настоящей статьи вправе в последствии передать результат выполненных работ на отведенном участке лицам, указанным в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса. Передаче подлежит результат работ, принятый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Правилами лесовосстановления. Переданные результаты работ засчитываются в качестве выполненных обязательств по лесовосстановлению, лесоразведению лицами, указанными в частях 1 и 2 ст. 63.1 Лесного кодекса.»

Для улучшения и ускорения процесса лесовосстановления в Стране предлагается разрешить «инвестировать» в лесовосстановление и передавать арендаторам, заинтересованным в компенсационном лесовосстановлении уже восстановленные участки с проведенными агроуходами. По аналогии, например, с климатическими проектами.

Консультация

Получить консультацию

Сотрудники компании готовы ответить на любые Ваши вопросы, а в случае необходимости, произвести расчет стоимости услуг и подготовить индивидуальное коммерческое предложение.